Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (38) за 2018 г.

Михаил Гольдреер

В январе этого 2018 года депутаты Госдумы от “Справедливой России” направили на рассмотрение правительства законопроект о легализации ЧВК в России. Это была далеко не первая попытка, были и раньше такие предложения, но правительство их все отклонило. Вот и в этот раз СМИ зашумели, им дали ответ, что законопроект должен поступить в Думу буквально в течение месяца. Прошел месяц, прошли и выборы президента. А про ЧВК — молчок, и СМИ о них стали забывать.

И неожиданно приходит сообщение: по отзыву правительства (!), законопроект противоречит части 5 статьи 13 Конституции РФ. Эта статья запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований. Кроме того, согласно статье 71 Конституции вопросы обороны и безопасности, войны и мира, внешней политики и международных отношений России находится в ведении РФ.
Не поддержали данный проект закона в Минобороны России, в Минфине, в МИД РФ, а также в ряде других ведомств, в частности в Росгвардии, в ФСБ, СВР, ФСО. В Генеральной прокураторе и Минюсте России также высказались против.
И тишина! В СМИ ни одного комментария по этому поводу.
Попробуем разобраться.
Да, Конституция запрещает общественные объединения с собственными вооружёнными формированиями. Но и конституции многих стран это запрещают, однако ЧВК там на деле процветают. Подобные статьи появились в конституциях многих стран Европы после Второй мировой войны, чтобы пресечь создание политический партий с собственными вооружёнными формированиями для насильственного захвата власти. Тут учитывался предвоенный опыт России с её партией большевиков и их Красной гвардией; история Италии с её фашистскими и коммунистическими боевиками, которые вели между собой уличную войну в городах; события Веймарской республики в Германии, где нацистские штурмовики также бились с коммунистическими красными фронтовиками за обладание страной.
Но почему наше правительство причислило ЧВК к общественным объединениям, когда это — предприятие, создаваемое для того, чтобы его сотрудники и служащие могли просто зарабатывать? Да ещё не внутри, а вне границ собственного государства.
А ссылка на 71-ю статью Конституции вообще смехотворна! По логике правительства, для снабжения наших вой­ск в Сирии невозможно фрахтовать суда частных компаний, нанимать частные компании для обслуживания нашей военной техники, дипломатических представительств и т. д. Хотя всё это сейчас делается.
Если правительство считает, что можно давать такие ответы потому, что у общества незрелый уровень понимания, то это обидно, а если правительство само верит в то, что ответило, то обидно вдвойне. И наивно звучит.
Кроме того из отзыва следует, что все силовики тоже отнеслись к легализации ЧВК отрицательно, даже не потрудились сообщить свои аргументы по этому вопросу. Тоже обидно, но зато даёт свободу домыслам.
Где-то давно в недрах интернета, после очередной инициативы законодателей по легализации ЧВК, промелькнуло сообщение, будто бы силовики мотивировали своё негативное отношение тем, что им трудно будет контролировать легальные ЧВК.
Стало быть наши силовики, на которых уходит немалая доля госбюджета, сомневаются в своей способности контролировать законные организации, состоящие из законопослушных, тщательно проверенных и дисциплинированных годами военной службы людей. Но тогда как же они борются с нелегальными ОПГ или бандами террористов? Что-то не хочется и продолжать.
Так что, если в подтексте отрицания силовиками последнего законопроекта о ЧВК лежит именно то, что я высказал выше, то вполне понятно их нежелание объяснять свою позицию.
И в заключение еще один вопрос. Почему депутаты, авторы законопроекта, получив отзыв правительства, просто затихли?

Комментарий редакции

Тема частных военных компании российской юрисдикции находится в поле зрения отечественных СМИ, общественности, органов исполнительной и законодательной власти практически на протяжении всей новейшей истории России. Иногда она обостряется до состояния «горячих новостей» о действиях и сотрудниках якобы «российских ЧВК».
На самом деле сегодня в российском законодательстве никаких ЧВК не предусмотрено, соответственно не определен и возможный статус их сотрудников. Сообщения в ряде СМИ о функционировании российских ЧВК в разных странах мира являются юридически безграмотными и фактически ложными.
Отношение государственной власти РФ к возможной законодательной легализации ЧВК заметно различалось в разные исторические периоды.
Так, в период контртеррористической операции на Северном Кавказе власти через структуры МВД и Минобороны фактически создавали и вооружали местное ополчение в некоторых кавказских республиках и прилегающих областях, не придавая ему никакого юридически значимого статуса. Такие вооруженные группировки зачастую действовали как ЧВК, под руководством граждан, не являющихся военнослужащими. И хотя в общей системе борьбы с терроризмом всякие «казачьи» и «ополченческие» формирования не сыграли решающей роли, сам факт их создания весьма знаменателен.
В 2012 году Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, поддержал идею создания в России системы ЧВК, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия российского государства.
В октябре 2014 года в Государственную думу был внесен соответствующий проект закона, в том числе регламентирующий социальные гарантии для служащих ЧВК. Однако закон так и не был принят.
Отрицательный отзыв на проект закона о ЧВК дали Минобороны и МВД России. Руководство этих ведомств выступает против самой идеи создания ЧВК и закрепления за ними юридического статуса. По-видимому, в обозримый период эта ситуация не изменится.
Те граждане РФ, кто пожелает выполнять задачи характерные для ЧВК в других странах, по-прежнему будут вынуждены заключать контракты с иностранными юридическими лицами или фиктивные контракты на иные виды деятельности с российскими компаниями, которые ЧВК юридически не являются. При этом их деятельность может попадать под определение «наемничества», данное в УК РФ Статья 359.
Не исключено международное преследование таких лиц на основании конвенции  ООН «О запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников» (1989 г.) и Статьи 47 первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1977 г.

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2019 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
10 800 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 240 81 49

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru